Дата:
- 19 января 2024 г. (пятница), 16:00 - 16:30, 20:00 - 20:30
- 20 января 2024 г. (суббота), 16:00 - 16:30, 20:00 - 20:30
- 21 января 2024 г. (воскресенье), 16:00 - 16:30, 20:00 - 20:30
Место проведения: Павильон 75
Где находится павильон № 75?
Мастер-класс по игре в «Шагай наадан»
Бурят-монгольская национальная игра в кости переживает свое возрождение. Как вид спорта эта игра пропагандируется Федерацией национальных видов спорта Бурятии, как традиционное развлечение - прочно вошла в каждую туристическую поездку в республику. Классическая игра велась настоящими таранными косточками барана, а в 21 веке их печатают из пластика на 3D принтерах.
Приглашаем посетителей выставки прикоснуться к вековым традициям кочевников.
Бурят-монгольская национальная игра в кости переживает свое возрождение. Как вид спорта эта игра пропагандируется Федерацией национальных видов спорта Бурятии, как традиционное развлечение - прочно вошла в каждую туристическую поездку в республику. Классическая игра велась настоящими таранными косточками барана, а в 21 веке их печатают из пластика на 3D принтерах.
Приглашаем посетителей выставки прикоснуться к вековым традициям кочевников.
Национальная бурятская и монгольская игра «Шагай наадан» входит в список нематериальных сокровищ ЮНЕСКО. И это не просто народная забава - это целый пласт культуры, за которым стоит давняя история.
О том, как возникла эта игра, практически ничего не известно.
Одно из первых упоминаний о «шагай наадан» можно найти в письменном памятнике 13 века «Сокровенное сказание монголов». Один из эпизодов рассказывает о том, как дети монголов играли в кости.
«Темуджин (Чингисхан) с Джамухой расположились на Хорхонах-чжубуре. Стали они вспоминать про свою старую дружбу-побратимство… В первый раз они поклялись друг другу быть андами (друзьями), еще когда Темуджину было 11 лет. Джамуха подарил Темуджину косточку от косули, а Темуджин другу – свинчатку (кость для игры, залитая свинцом) и они вместе играли в альчики на льду реки Онон»
О том, как возникла эта игра, практически ничего не известно.
Одно из первых упоминаний о «шагай наадан» можно найти в письменном памятнике 13 века «Сокровенное сказание монголов». Один из эпизодов рассказывает о том, как дети монголов играли в кости.
«Темуджин (Чингисхан) с Джамухой расположились на Хорхонах-чжубуре. Стали они вспоминать про свою старую дружбу-побратимство… В первый раз они поклялись друг другу быть андами (друзьями), еще когда Темуджину было 11 лет. Джамуха подарил Темуджину косточку от косули, а Темуджин другу – свинчатку (кость для игры, залитая свинцом) и они вместе играли в альчики на льду реки Онон»
Краеведы предполагают, что эту игру кочевые племена знали еще ранее 13 века. Она была не только символом жизни и плодородия, но и символом скотоводства, обозначающего 5 драгоценностей бурят: хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь), тэмээн (верблюд).
В игре «шагай наадан» используют косточки от лодыжки всех этих видов скота, но наибольшее распространение получили все-таки бараньи кости.
Шагай дарили тем, кто отправлялся в дальний путь, при этом косточки подавались выпуклой (овечьей) стороной вверх. Считалось, это принесет успех во всем. Использовали их и в качестве погремушек для детей, собирая на веревку.
Эта игра не только развивала у детей умение считать, она развивала память, смекалку, логическое мышление, ориентирование, доброту, дружелюбие, уважение друг другу.
В игре «шагай наадан» используют косточки от лодыжки всех этих видов скота, но наибольшее распространение получили все-таки бараньи кости.
Шагай дарили тем, кто отправлялся в дальний путь, при этом косточки подавались выпуклой (овечьей) стороной вверх. Считалось, это принесет успех во всем. Использовали их и в качестве погремушек для детей, собирая на веревку.
Эта игра не только развивала у детей умение считать, она развивала память, смекалку, логическое мышление, ориентирование, доброту, дружелюбие, уважение друг другу.